Журнал «РУССКИЙ РЕПОРТЁР»
№9 (88), 12 марта 2009 г.
Наша лужа
Когда на улице слякоть, я почти всегда на несколько минут опаздываю на работу. Это время я теряю на берегу огромной лужи, которую добрые водители автомобилей щедро выплескивают на тротуар. И чтобы не оказаться по уши в дерьме, приходится долго ждать удобного момента, а дождавшись, пулей пробегать опасные метры.
Эта лужа точно старше нашего журнала, то есть ей как минимум года два. А наш охранник утверждает, что не два, а целых десять, потому что он помнит ее столько, сколько работает в этом здании. Знакомые из журнала «Огонек», который когда-то тоже здесь размещался, говорят, что наша лужа была всегда — с того самого момента, когда здесь положили асфальт.
Лужа — штука подлая и упрямая. Это не мусор во дворе, который можно подмести самому. Изничтожить лужу стоит дорого, у нас таких денег нет. Возникла, правда, шальная идея заработать на самой луже. Как? Очень просто. Ставим по сторонам лужи две будки: клиент платит червонец, берет напрокат специальный щит от грязи, проходит опасный участок, сдает щит и, незапятнанный, идет на свою любимую работу. Можно еще и рекламу на щитах размещать, а там, глядишь, и другие лужи освоить.
Другой сценарий эксплуатации лужи подсказывает опыт обустройства города Нью-Йорка. Один хитроумный приятель нашего сотрудника, эмигрировав в начале девяностых в США, поднялся там вот на чем. Он находил в нью-йоркском асфальте особо злостные ямки, сладострастно въезжал в них на автомобиле, подавал иск к мэрии города и отсуживал весьма внушительные суммы. Но американские чиновники хорошо поддаются дрессировке, и теперь найти в Нью-Йорке приличную лужу не так-то просто.
В России для того, чтобы кошмарить ответственных за асфальт, вроде бы есть все необходимое. ГОСТ 50592-83 регламентирует состояние дорожного покрытия с европейской дотошностью — кошмарь не хочу. Но иски к дорожно-эксплуатационным организациям заканчиваются или ничем, или смешным штрафом. Так что же нам делать с этой лужей? Так и будем бегать по-заячьи туда-сюда, уворачиваясь от брызг?
Между прочим, «нам» — это не только нам, но и вам. Таких луж в стране тысячи, и наша еще не самая глубокая. Лично меня их диктатура бесит. Особенно после разговора с Юрием Уголевым, одним из немногих специалистов по сточным водам вообще и по лужам в частности. Он утверждает, что работа с лужами — это сфера высочайших технологий, сравнимая разве что с микроэлектроникой. Вода на наших дорогах скапливается по той же причине, по какой у нас плохо получается делать компьютеры и автомобили: мы не любим соблюдать технологии, не умеем работать с малыми числами и не желаем замечать могучую силу деталей. Короче, жизнь без луж доступна только избранным народам, и мы пока не в их числе.
Надежда брезжит, как всегда, в интернете. Поисковики, озадаченные на тему лужеобразования, дают интересную подсказку. Оказывается, там, где появляются неприлично большие лужи, моментально прорастают ростки гражданского общества. Люди против них объединяются, пишут в газеты, подают в суды, позорят местные власти в своих блогах, делают все возможное и невозможное и в конце концов побеждают.
«РР» решил внести в это общественное движение посильный вклад. Если вам мешает жить какая-то конкретная лужа, присылайте ее фото, технические характеристики и историю появления на адрес reporter@expert.ru с пометкой «Наша лужа». Мы будем их коллекционировать, изучать, составлять рейтинги и даже награждать. Не поможет? Посмотрим…
Дмитрий Соколов-Митрич
|